
Вспоминая свое детство и подростковость, и смотря на это с сегодняшней позиции взрослого человека и психолога, я практически не могу вспомнить ни одну семью, с которой я так или иначе соприкасалась, и которой не подходил бы термин созависимость. Размышляя над этим, я думаю, что не последнюю роль в такой ситуации сыграла коллективная травма, которую испытали на себе наши деды и бабушки, и которые как могли в то время, так и справлялись. И понятно, что в условиях громадных потерь и всеобщего горя, все силы (эмоциональные, психические и физические) были кинуты на выживание и адаптацию к страшным условиям, и было не до развития. Что и привело к искажениям и нарушениям, как в отдельной личности, так и на семейном уровне, не говоря о межпоколенческом, родовом уровне.
Так что же такое созависимость?
Часто этот термин употребляют к людям, которые живут в одной семейной системе с зависимым от психоактивных веществ, близким. Но более широко, созависимость можно определить, как эмоциональную зависимость одного человека от значимого для него Другого. Что лежит в основе этой эмоциональной зависимости?
Первое, что приходит в голову – это запутанность и недифференцированность эмоциональных, личностных и психологических границ: где Я, где мои желания, потребности, чувства, а где Другой, его чувства и желания.
Второе – не созревание личности, как автономной, свободной, независимой единицы, способной к взаимозависимости, то есть поломка на уровне глубинной внутренней структуры психики.
Как можно узнать и определить созависимые отношения?
Можно выделить четыре формы.
1) Любовь через отказ от собственной автономности и смешивание своих психологических границ с границами партнера. И это может отражаться в следующих установках: «Я часть его. Он ценнее меня, лучше меня, добрее итд. Он- моя жизнь. Без него меня нет, без него я никто». В данной установке ответственность за себя передана партнеру. И эти отношения напоминают отношения матери и плода в утробе.
2) Любовь через поглощение психологической территории партнера и лишение его автономности и независимости. Здесь человек берет на себя ответственность за жизнь партнера и все решения принимает, оглядываясь на то, как посмотрит на это партнер. Партнер в данной позиции занимает роль ребенка, которого важно контролировать и опекать. Самостоятельность партнера тревожит и вводит в панику.
3) Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви. Я властелин, а ты раб и должен мне подчиняться. Партнер в данном случае используется как вещь.
4) Любовь через отражение в значимом Другом. В этом случае есть сильная потребность в восхищении и оцененности со стороны Другого. Другой должен постоянно подтверждать значимость и доказывать, что Я лучше всех и достоин любви. Партнер является зеркалом, к которому постоянно обращаются с вопросом: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и умнее?»
Во всех этих отношениях, партнер должен выполнить функцию достройки собственной личности, что априори, обречено на провал. Так как ощущение целостности и автономности может быть выстроено и создано через внутреннюю психическую работу. В созависимых отношениях Я не способно поддерживать целостность и гармонию внутри собственной личности самостоятельно. Для этого нужен партнер.